Николо-Улейминский монастырь - относительно новый объект в нашем движении. На его базе формируется новый,

Угличский отряд под руководством Дениса Балуева, который в 1997 году первым из нас приехал в эти края.  Этот интереснейший

памятник истории и архитектуры находится в 12 км от  г. Углича  в  селе  Улейма. Он расположен в живописнейшем месте у

слияния  рек Улейма и Воржехоть.

История этого монастыря богата событиями и драматична.  Основан он был примерно в 1469 году на том месте, где десятью

годами ранее, по преданию, было чудесное видение странствующему иноку Варлааму, который шел в Ростов с приобретенным

в Святой земле образом Святителя Николая. Выйдя из Углича, монах остановился отдохнуть в живописном месте на берегу реки

Улеймы. Образ же он поставил на ветку сосны. Когда, отдохнув, Варлаам решил продолжить путь и хотел снять икону с ветки,

то не смог этого сделать - руки его не слушались. Тогда он снова лег и заснул, и во сне ему явился сам Святитель Николай,

повелевший ему остаться с образом в этом уединенном месте и поставить там монастырь. Вскоре к старцу Варлааму стали

приходить окрестные жители и молиться перед образом Святителя. Начались чудесные исцеления и многие другие чудеса.  Весть

об этом дошла до князя Андрея Васильевича Углицкого, повелением которого было начато строительство монастыря и первого

деревянного храма Николая Чудотворца. Обитель росла и процветала благодаря пожертвованиям Угличских князей и богатых

горожан. В 1563 году, при князе Георгии Васильевиче, была выстроена  теплая каменная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, а в 1589 году, при царевиче Димитрии, такая же соборная  во имя Святителя Христова Николая, высокая,

каменная со сводами, погребами, великолепно украшенная, куда был перенесен чудотворный образ.  Обитель была окружена

деревянной стеной. По грамотам государей Василия Иоанновича (1505 - 33) и Иоанна Васильевича она владела несколькими

селами и деревнями. К началу XVII века Николо-Улейминский  монастырь находился в таком цветущем состоянии, что

летописец называет его  «дивным и прекрасным».

Вскоре, однако, начались испытания. Вместе со всей Русской землей   Николо-Улейминский монастырь пострадал во время

 Польско-Литовской интервенции. Согласно летописи, когда, разграбив Углич, полки польского короля Жигмонта подошли к

монастырю, монахи и жители села Улейма и других окрестных сел во главе с игуменом Варсонофием закрыли ворота и

некоторое время выдерживали осаду врагов, не давая им разграбить монастырь. Наконец ворота были пробиты. Братия и другие

защитники монастыря закрылись в храме Введения, служили там литургию и причащались Святых тайн. Тем временем поляки

обложили церковь дровами и угрожали сжечь ее со всеми находившимися там. Игумен Варсонофий желая спасти мирных

жителей, нашедших убежище в храме, вышел вместе с 27 иноками к врагам. Они были в парадном облачении, несли иконы и

хоругви и шли с пением, желая усовестить поляков, чтобы они пощадили обитель и людей. Однако им не удалось образумить

интервентов. Игумен Варсонофий и все монахи были зверски замучены врагами. Поляки сожгли храм вместе со всеми

укрывшимися там людьми. Монастырь был разрушен и разграблен. Ныне недалеко от западной стены выстроенной вновь церкви

Введения находится братская могила жертв польско-литовской интервенции с памятником. За ней ухаживают нынешние

обитатели монастыря, а мы во время своего пребывания в обители помогали поливать цветы, посаженные на могиле и вокруг нее.

Сейчас идет реставрация церкви Введения. Наша группа помогала расчищать подвалы от мусора и выносила из подвалов

лишнюю землю. Когда закладывали шурф в полу подвала, то мы с удивлением обнаружили не один, а целых два «зольника» - слоя

золы поверх глиняного замка фундамента. Реставраторы объяснили, что один из этих слоев - тот, что шире - это зола от сожженного

храма. В этом слое земли находится прах жертв польских захватчиков. Нынешний Введенский храм стоит,  в прямом смысле

слова, «на крови». Так и мы буквально своими руками прикоснулись к трагедии более чем трехсотлетней давности.

Но вернемся к истории монастыря. Немного оправившийся и восстановленный после этого разорения, он вновь был вместе

с городом Угличем разрушен и опустошен поляками из разбойничьей шайки пана Микульского. Игумен Иона и братия были

перебиты. Случилось это  в 1619 году во время царствования Михаила Романова.

Только после заключения 1620 году окончательного мира с Польшей монастырь смог начать беспрепятственно

восстанавливаться и населяться. Чудотворный образ Святителя Николая сохранился во время всех испытаний и пользовался

огромной популярностью у прихожан. Монастырь богател и процветал. В числе его благодетелей - многое знаменитые люди, в

том числе и Московские Государи. Особенно замечательный дар сделала монастырю боярыня Прасковья Алексеевна

Нарышкина. Ее вкладом в монастырь стала частица мощей Николая Чудотворца, которую ей, как мамке царевича Алексея, в

свою очередь, подарил, государь Петр Алексеевич. Эта святыня была приобретена им во время путешествия с Великим

посольством. С появлением в монастыре этой святыни слава о чудотворных исцелениях милостью Николая Угодника еще более

возросла. В 1713 году богатый купец Федор Верещагин в благодарность за чудесное исцеление на свои средства возвел вокруг

монастыря каменные стены с башнями, существующие и поныне. Над западными въездными вратами  была построена и украшена

«со всем благолепием» стараниями того же Верещагина надвратная церковь Пресвятой Троицы.

К началу ХХ века Николо-Улейминский монастырь стал одним из наиболее заметных духовных и культурных центров края. 

Он пользовался большой любовью не только в окрестных селах и деревнях, но и среди угличан за чудотворную икону Николая Мирликийского Чудотворца, за торжественную службу, за образцовое ведение хозяйства, за волнующий чудесный звон

колоколов, слышимых в городе. При монастыре была школа, красивое каменное здание ее сохранилось и поныне.

После 1917 года монастырь неоднократно пытались закрыть. Но популярность его среди верующих была такова, что он

продолжал действовать до 1930 года. Тогда началось его  новое разорение, на сей раз уже местными жителями. Церковная утварь

была вывезена в музеи Углича и Ярославля. Ночью комсомольцы раскапывали могилы, ища драгоценности. Кстати,

оскверненная могила одного из настоятелей монастыря была случайно найдена в 1997 году. Одна женщина, проходя по

территории монастыря, провалилась в полуразрушенный склеп. К счастью, все обошлось благополучно. Теперь на этом месте

стоит крест, и монахини ухаживают за могилой. Свидетелем этой находки стал командир Угличского отряда Денис Балуев.

При Советской власти Троицкий храм использовали под школу, хранилище для зерна, сливной пункт. Использовались

храмы и под лагерь заключенных с 1938 г., и под детский дом  в 1941-1957г.г., и под психоневрологический детский дом-интернат

 (до последнего времени). В 1941 году с башен были сняты кровли, и башни были переоборудованы в укрепления для отражения

врага. Вокруг монастыря протянулись противотанковые рвы. Все это ускорило разрушение монастыря. Юго-восточная башня

была наполовину разрушена. В 50-е годы сгорел во время грозы крест на колокольне Никольского собора.

Восстановление монастыря началось в 60-е годы. Стены и башни отремонтировали и укрепили студенты-архитекторы из

Казани. Восстановление монастыря вели реставраторы из Углича. К сожалению, в этот период исчез южный придел Никольского

собора, исчезли и решетки из окон, осыпалась роспись. Отреставрированы были стены и крыльцо на два схода у Введенского

храма. Восстановлены древние наличники с редким «звездчатым» сандриком. Отремонтировано крыльцо Троицкого храма,

перекрыты главы Никольского собора и Введенской церкви, над ними засияли позолоченные кресты. В 1992 году монастырь был

передан Православной старообрядческой церкви. В настоящее время в нем идет реставрация, которую ведут   мастера из  г.

Борисоглебска.

Для нашего движения этот интереснейший объект был открыт в 1997 году. Первым в Улейму попал во время велосипедного

путешествия Денис Балуев. В это время старообрядческий монастырь был мужским. Но монах там был всего один, он же

настоятель иеродиакон Патермуфий. Вместе с ним в монастыре жило множество трудников. Денис работал в монастыре по

хозяйству в течение двух недель. Очень пригодилась его специальность электрика. На прощание отче Патермуфий пригласил всех

желающих приезжать работать в его обитель. В 1998 году в июне месяце Денис вернулся уже во главе группы из четырех человек.

К нашему удивлению за это время монастырь стал женским, так как не нашлось достаточного количества монахов-старообрядцев.

Тем не менее, нас приняли, правда, предупредив о строгих правилах поведения в монастыре, чего не было ранее. Службы, может

быть, и к лучшему, посещать не разрешили (в первый раз Денис стоически выстаивал многочасовые молебны по

старообрядческому чину). Нас поселили в маленьком домике на территории монастыря, оставшемся со времен интерната. В

течение недели мы выполняли различные работы по хозяйству - пилили дрова, складывали кирпичи, сваленные строителями, как

попало, и т.д. Все были очарованы красотой монастыря и окружающей местности. Единственное, что нарушало наш покой в это и

 последующее лето - огромное количество оводов и слепней. Но монахини нас успокоили, говоря, что их так много только в

начале июня, и пригласили приезжать в другое время. В 1999 году мы приехали в монастырь уже более многочисленным составом,

что пришлось кстати: шла реставрация, и понадобились рабочие руки. О нашей работе в подвалах Введенской церкви уже

говорилось выше. Этот тяжелый труд, принес, тем не менее, большое морально удовлетворение. Также мы снова помогали по

хозяйству и на огороде. Небольшая сложность состояла здесь, правда, в том, что, хотя отрядом руководил Денис Балуев, и он же

распределял все работы в храме, по поводу хозяйственных заданий матушка Варсонофия,  игуменья, предпочитала общаться

исключительно с женской частью отряда. Видимо, при следующей большой экспедиции нужно назначить специальную

даму-прораба по огороду. Кстати, угнаться в этих работах за монахинями и трудницами практически невозможно. Невзирая на

тучи насекомых и нестерпимую жару они проводят на грядках по 6 - 8 часов ежедневно. Несмотря на все наши старания, мы не

выдерживали и половины этого времени, хотя даже пытались работать ночью, когда не так жарко. Тем не менее, матушки

благодарны за любую помощь и в любом объеме, поэтому нас пригласили приехать на будущий год.

По многим причинам различного свойства выезд Улейма-2000 не состоялся в запланированном объеме, (Денис ездил один и

вновь колол дрова и полол огород), но тем не менее, все, кто побывал в этом красивейшем месте горят желанием снова вернуться

туда. Нас привлекает не только красивейшая природа, древние стены, находиться рядом с которыми - уже отдохновение для души,

прекрасное купание в речке Улейме, гостеприимство матушек и вкуснейшие молоко, сметана и творог от монастырских коров,

но и перспектива интересной работы под руководством борисоглебских реставраторов, которые сейчас полным ходом ведут

восстановление храмов монастыря. Так что выезд Улейма-2001 обещает быть очень содержательным.

 

А.Смольянинова

2000 год

 

При подготовке статьи были использованы  материалы издания:

Николо-Улейминский монастырь. Углич, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz